Много и трудно Считается, что коренное отличие человечества от других видов живой природы состоит в наличии у первого уникального для него качества – разума. Я уже упоминал когда-то, что считается это именно людьми, то есть при сравнительном анализе двух исследуемых явлений (люди vs прочие живые виды) сравнение выполняет одна из сторон, а не сторонний исследователь (или хотя бы двусторонее согласованное решение). Что, естественно, не придает уверенности тем людям, которые восприняли концепцию «научного метода» в качестве действительно объективного механизма исследования окружающей действительности. Если исходить из «объективного взгляда», то вместо понятия разум следовало бы использовать понятие «примат обособленности». То есть признать, что люди не так разумные существа, как существа, утвердившие (и отстаивающие) свое право игнорировать любые другие существа там и тогда, где и когда их можно игнорировать без опасности для собственной жизни. Хотя и с опасностью тоже, после того, как привыкли.
По сути, люди, по текущим наблюдениям, отличаются от прочих существ тем, что у них есть механизм «долговременной коллективной памяти» - культура, который проявляется гораздо сильнее, чем у любого другого вида, а также механизм «копирования полезного поведения» (и запоминания через первый) других существ, в том числе и своего вида, который также проявляется гораздо сильнее, чем у существ других видов. Если уместить в «прокрустово ложе» этих двух понятий логику, как инструмент развития системы наблюдений (копирования поведения) через механизм памяти, то этих двух явлений вполне достаточно для того, чтобы полностью описать то, что мы называем «человеческим разумом». Если это сделать не удастся, то либо существует что-то еще, недостающее для полноты системы, либо текущее состояние первых двух компонент пока недостаточно для нужного нам вывода. На текущий момент люди пытаются найти сторонние обоснования своей способности к логическому мышлению, даже, несмотря на то, что способность к логике передается из поколения в поколение именно с помощью двух вышеупомянутых процессов. То есть, каждый согласен, что сам механизм созидания новых знаний и умений сохраняется и передается на основе двух общедоступных методов, но сами новые знания и умения, включая модификацию логического механизма, создаются во мне, следовательно, не на основе этих механизмов, а на «моей внутренней основе». Подсознательно понимаешь, что все же это вещь не субъективная (внутренняя), а вполне себе объективная, хотя бы потому, что мы знаем случаи, когда некоторые абсолютно новые знания появлялись одновременно и независимо у двух и более субъектов. Что означает, что дело не в личности, а в общих механизмах. Но, формально, пока никто даже не задумался над тем, чтобы показать (доказать) полноту этой системы из двух выше указанных компонент. Может быть потому, что как только это будет сделано, человечество само себя лишит монополии на разум, понимая, что многие прочие живые существа вполне себе хорошо владеют этими компонентами. Следовательно, мы потеряем право утверждать, что они неразумны. Мы сможем только говорить, что способности к разуму в нас проявляются гораздо сильнее, чем во всех других видах.
Возникает (для меня, для прочих, возможно, возникнет) естественный вопрос: почему мы одиноки на планете в этих своих уникальных сильных проявлениях? Особенно с учетом длительной (хоть и мало известной) истории существования живых видов на Земле? И, вообще, почему, с учетом тенденций существующих взаимоотношений «разумного» человечества и прочей (не)живой Природы, в мире существует так много видов, включая человечество? Если начать, с помощью присущей нам способности к логическому мышлению, разбираться в этом вопросе, то ответ окажется достаточно мрачный. Не может живое существовать в качестве одного доминирующего и нескольких подчиненных и управляемых первым видов. Это – фантастика! Следовательно, наше поведение, основанное на «примате обособленности», ведет нас в тупик. Что давно уже все понимают. И даже, периодически, с сожалением провозглашают. Но продолжают идти. Понятно, что по инерции. Но только ли? Замедляется ли скорость этого движения или ускоряется (не меняется)? Если первое, то в чем это проявляется? Если второе, то что (кто) является движущим механизмом (движителем)?
Что такое человечество? С точки зрения исследователя, это большая система, она же среда, состоящая из огромного числа очень похожих между собой элементов, вполне себе подвижных, хотя и ограниченных в своем движении прочими элементами и общими правилами поведения элементов людской среды. Поэтому, если мы имеем знания о каких-то других средах, подобной структуры, то часть из них может и должна использоваться для описания и анализа поведения человечества и для предсказания этого поведения. Но, одновременно, с помощью знаний поведения большой системы под названием человечество мы можем по аналогии пытаться понять поведение непонятных для нас сред с похожей внутренней структурой. Например, моделировать волны в сплошной среде можно на основе следующего представления. Есть огромное число людей, расставленных друг от друга на расстоянии чуть меньше двух вытянутых рук. Они могут стоять, а могут и двигаться, соблюдая принятое расстояние по отношению к соседям. И все эти люди занимаются тем, что передают друг другу кирпичи по правилу: получил – отдал любому свободному от кирпича соседу, но не тому от которого получил, если отдать некому, бросил под ноги, чтобы, возможно, позже, если окажется больше одного свободного соседа, передать ему. Вот вам типичная модель переноса возмущений (кирпичей) в дискретной (людской) среде. Другими словами, модель распространения что поверхностных, что звуковых волн.
А теперь представьте себе, что вместо кирпичей у нас много-много котят, которые носятся, не останавливаясь во все стороны, а люди идут колонной через них, прихватывая с собой любого котенка, который заскочил в этот строй, и унося его с собой. А теперь представьте параллельно первой вторую колонну, где люди идут в ту же сторону и так же поступают с котятами. Тогда между колоннами скоро не останется котят, которые движутся не параллельно колоннам, а снаружи от колонн такие останутся. Поскольку каждый котенок, попадая в строй, передает ему свой поперечный колонне импульс, то внешнее «давление» котят окажется больше внутреннего, и колонны начнут сближаться. Но если во второй колонне люди идут в противоположную сторону, то в пространстве между колоннами через некоторое время возникнут два встречных потока котят, которые, сталкиваясь на границе будут постоянно производить поперечные отскоки друг от друга, в результате чего поперечный колоннам импульс во внутренней части не только будет поддерживаться, но и превысит по своим возможностям случайные поперечные движения во внешнем пространстве. В результате, колонны начнут расходиться. Понятно, что люди с котятами подобным вряд ли занимаются. Но этим занимаются электроны (люди), движущиеся по параллельным проводам, и те (не определенные пока) элементы (котята) окружающего пространства, которые формируют то, что мы называем, кто эфиром, кто физическим вакуумом, а кто неким полем, и, одновременно, отвечают за то, что электрон имеет «отрицательный» заряд. То есть, с одной стороны, они специфические (из многих прочих) элементы эфира, а с другой стороны, они взаимодействуют только с электроном (захватываются им с собой, для чего, это другой вопрос, хотя и связанный). И мы имеем модель магнитного взаимодействия двух проводников с током. Наглядно, и без всяких формул.
Пока «котята» (они же специальный вид фотонов) не обнаружены, физики не признают такого простого положения дел. Даже, несмотря на то, что большинство физических явлений и законов они открыли именно методом аналогии (он же механизм «копирования полезного поведения»). Но, поскольку мы пока не знаем, что делать с логикой, а здесь моделирование на основе логики, то поступаем так, как привыкли. Физики – отвергают, скорее всего, зря. А политики, в подобной же ситуации, начинают ее навязывать, скорее всего, тоже зря. Но я здесь веду речь не о правильности или ущербности выше описанного умопостроения, а о наших способностях к нему, основанных на уже известном опыте, приобретенном в другой, подобной, ситуации. Например, мы знаем, что Земля – это вращающийся шар с твердой оболочкой и жидкой (расплавленной) внутренностью. Мы можем сделать такую модель, заставить ее вращаться, чтобы обнаружить, что внутренняя жидкость начинает совершать не только вращательные, но и продольные (и прочие) оси вращения движения. Даже если предположить, что в подобных массовых движениях только электроны взаимодействуют с элементами пространства так, как было описано выше, то мы получим индуцированное движение этих элементов, как внутри, так и снаружи Земли. То есть, то, что мы называем «магнитным полем Земли». Если предположить, что в ферромагнетиках те же электроны по каким-то причинам обладают групповым массированным движением от одного края к другому, то мы получаем магнит. Если рядом с магнитом разместить вдоль его магнитных линий проводник, то движущиеся все в одном направлении «котята» (условно, фотоны) своими слабыми импульсами заставят двигаться в том же направлении «людей» (электроны) в проводнике. И мы получаем индуцированный ток. И все есть следствие передачи друг другу импульса и энергии. Логично? Логично! Но, пока, не подтверждаемо.
С этим, правда, пусть физики разбираются, если захотят. Тем более что от этой модели до модели заряда рукой подать. К примеру, человек не каждого котенка подбирает, а только не «белого». После чего выкрасит его в «белый» цвет и отпустит, куда шел (ну, может чуть-чуть траекторию нарушит). А «белого» «отопнет», чтобы второй раз не лез. В первом случае импульс одинарный, во втором уже двойной. Симметрия нарушена. Вот вам и сила появилась. А есть и другой «мрачный» тип, в просторечии протон. Так этот «белого» (не черного) котенка подбирает и в «черного» перекрашивает. А «черных» тоже «отпинывает». Вот вам и противодействующая сила. Ну, и так далее, до полного понимания физической природы всех нужных сил.
читать дальшеНо нас-то интересуют человеческие отношения. Изменим модель. Пусть в пространстве вместо «котят» движутся «люди», а вместо «людей» в колоннах идут «организации». И что меняется? А ничего. Люди суетятся, организации их захватывают. Если организации в колоннах движутся в одну сторону, то вскоре между колоннами «асоциальных» не остается, вследствие чего колонны стремятся сблизиться, в прогибе захватывая всех оставшихся между ними. И, в итоге, слипаются. И несогласных идти в ту же сторону между ними не остается. И вообще никого не остается. А если колонны движутся в разные стороны (что-то из «холодной войны»), то происходит на средней линии столкновение их «свободных сторонников» (в том числе, может быть вооруженное), что создает дополнительные силы отталкивания между колоннами за счет поперечного к колоннам разлетания осколков столкновения. Теперь вопрос: что здесь является определяющим? Ответ: наличие «свободной» среды. Которая в первом варианте поддерживает «слипание», а во втором питает новыми участниками промежуточный между колоннами слой. Уберите «поперечных», которые сами по себе, и, в первом случае любое «внутреннее» в колоннах возмущение приведет к их разбеганию, а во втором случае они(колонны) останутся в вакууме, поглотив всех своих сторонников.
Отсюда вывод, скорее всего всеобщий. В том числе и потому, что все с ним согласятся. Вы не можете осуществить бесконечную структуризацию (свою цель), не поддерживая вокруг бесконечный хаос (ресурсную базу). Для современного человечества вывод страшный. Потому что современное человечество объявило своей целью бесконечную структуризацию (постоянный рост производства и потребления), совершенно не задумываясь о конечности ресурсов. Это можно было бы считать «детской болезнью человечества», если бы не та агрессивность, с которой определенная его часть пытается нивелировать все, что, с ее точки зрения, противоречит этой цели.
Что может помочь? Из электрофизики известно – непараллельность колонн, то есть хаотизация структурности. Что сейчас и есть, но что многим не нравится. Поскольку мешает цели. Но ведь только в этом случае структурность становится своим собственным ресурсом. Кстати, есть известный символ для этого: пять Олимпийских колец. И модель подобной системы: Олимпийские игры. Когда мы расходимся, чтобы переварить чужой опыт и применить его к себе, и сходимся, чтобы поделиться собственным опытом и оценить его качество. Чем не саморазвивающаяся сложная и адаптируемая система? Разве что допингом.
Сложно для понимания? Не думаю. Сложно для применения? Думаю, да. Цель не отпускает. Ведь весь «организм» Западной (и не только) системы уже намагничен. Все электроны и фотоны уже движутся по своим траекториям, инерция их огромна. А тут какие-то законы Природы. «Трясти надо!» А физики утверждают, что для того, чтобы ослабить магнит, по нему нужно бить молотком. Желательно сильно, значит больно. И ведь будет бить. Природа – своими Законами. Уже била добрую половину ХХ века. Она будет бить, тихо приговаривая: «Всегда». Что и есть суть законов Природы. Сколь бы громко и безнадежно вы не пытались себя успокоить и подбодрить одновременно своим воинственным кличем «Навсегда!», думая, что в этом суть законов Человека.
Я над этим потом подумаю...